За что калужане полюбили Кукшу? « Депутатские новости

Депутатские новости

Блог депутата Законодательного Собрания Калужской области Нины Илларионовой

За что калужане полюбили Кукшу?

Новости политики |

На день рождения, юбилеи и памятные даты принято дарить подарки. Брендовый подарок приобрести не проблема, но как быть, если персона, чей юбилей празднуется, уже давным-давно отбыла в небытие? Вот тут и начинается самое интересное - в ход идут нестандартные решения, подоплека которых остается непонятной непосвященным.
Вот какое, к примеру, дело жителям Калужской области (за исключением верующих) до дел великомученика Кукши? За 900 лет, минувшие со дня его кончины, о его деяниях калужане как-то особо и не вспоминали. И вдруг нежданно-негаданно калужскую власть охватила настоящая “кукшемания”. В качестве подарков давно почившему Кукше был предложен комплекс мероприятий по всей области, включая “разбитие” сквера с часовней в честь просветителя вятичей на улице Карпова у церкви Рождества Богородицы.
За что же калужане вдруг страстно полюбили ранее неведомого им великомученика?
Подробнее об этом - в статье “Время Кукши или “воцерковленная власть”", опубликованной журналистом Виктором Комиссаровым в газете “Справедливая Россия в Калужской области”.

Вера или политика, духовность или мода?

В сентябре 2014 года Калужскую область поразила какая-то “кукшемания”. Под официальным слоганом “В Калужской области увековечивают память о священномученике Кукше” проводится целая серия, по-иному и не скажешь, мероприятий: на предполагаемом месте его великомученической кончины – в Серенском городище – в честь святого был отслужен молебен и освящен Поклонный крест; в городском парке рядом со Свято-Троицким кафедральным собором открытие памятника Кукше, обставленный приездом Патриарха Кирилла; “разбитие” сквера с часовней в честь просветителя вятичей на улице Карпова у церкви Рождества Богородицы. И все это под маркой юбилея, “посвященного 900-летию его кончины”, “годовщине со дня смерти просветителя вятичей священномученика Кукши”. При этом никого не смущает, что аналогичные торжества, посвященные “этому юбилею” в Орловской и Брянской областях прошли годом ранее, осенью 2013 года.

В чем дело? Почему “наш юбилей” празднуется” сегодня, в сентябре 2014? Иначе, как политикой, это не объяснишь. Раз идеологи любят по самым разным поводам оперировать словом “воцерковление”, то, наверное, это тоже своего рода “воцерковление”. “Воцерковление” власти. “Воцерковление” политики”.

Разве наша история это только православие? Кто спорит, должна быть вера. Вера, как внутренняя тайна самого человека. Но она не должна становиться идеологией или вот такой “воцерковленной политикой”. Что стоит это заявление губернатора Калужской области А.Артамонова: “Благодаря преподобному Кукше, здесь зарождались основы культуры, которой мы принадлежим, а народ, который мы представляем, стал обретать христианскую веру”. Одномоментно отрицается вся предшествующая принятию православия история славян, освоивших обширную территорию Европы. Одним утверждением, вычеркивается из понятия “народ” огромные слои нашего общества, которое, согласно конституции РФ есть “многонациональный народ, соединенные общей судьбой на своей земле”. Мы наблюдаем банальное усиление религиозной риторики и каких-то лубочно-церковных декораций вокруг власти, вполне светской по своему происхождению и характеру.

“Главное – чтобы в сердце каждого, кто считает себя православным человеком, сохранилась вера в правоту и истину христианства”, – резюмировал глава региона. Заметьте, не просто в правоту, справедливость, честность, мораль и истину, а только их “христианскую” составляющую. То есть, большая часть общества, имеющая отличные от православия ценности, “в сферу интересов” главы региона не попадает? Призывая следовать примеру святости Кукши, как бы “забывается, что еще не так давно многие представители сегодняшней “воцерковленной власти” являлись членами другой партии, которая запрещала исполнение любых религиозных обрядов в принципе. По распоряжению районных, городских и областных начальников КПСС возле храмов милиция забирала молодых людей, препятствуя им не только смотреть на “таинства”, но и просто находиться рядом.

Борьба за Кукшу

6 сентября на Серенском городище в Мещовском районе, состоялись памятные торжества. По версии калужских исследователей и представителей епархии, здесь принял смерть преподобный Кукша, “просветитель вятичей”. На самом деле неизвестно, где именно трагически оборвался жизненный путь монахов Киевского Печерского монастыря Кукши и Никона, “проповедовавших христианскую веру среди язычников-вятичей и принявшего от них мученическую смерть в начале XII века”. Еще в XIX веке жители Брянска, например, полагали, что проповедь Кукши началась именно с их города, а значит, и смерть могла произойти где-то поблизости. Еще одним местом кончины преподобного называют Мценский район нынешней Орловской области: здесь у деревни Карандаково находится так называемый “Страдальческий” колодец, который молва связывает с именем Кукши. Во всяком случае на сайте Орловской епархии и мужского монастыря во имя святого Кукши в деревне Фроловка Орловской области, открытие которого благословлено решением Священного Синода Русской Православной Церкви 4 октября 2012 г. под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, утверждается, что “Монастырь расположен у места гибели священномученика Кукши Печерского, просветителя вятичей, небесного покровителя Орловско-Ливенской епархии”. Получается, существует 3 (три) места гибели Кукши? При этом надо отметить, что и в Брянске, и в Орле борьба за эту “традицию” идет аж с XIX века. Тогда как Калужская епархия “включилась” в нее зачем-то сегодня. Возникает вопрос, зачем? Почему именно сегодня потребовалось церковной администрации претендовать на место, где был обезглавлен Иоанн-Кукша?

Происходит это тогда, когда православие становится не верой, а идеологией. Когда уже не важна историческая правда, а нужно просто верить, что русская история началась с православия. Уже давным-давно ясно – такой подход не имеет ничего общего с наукой. Но, наука, сегодня не в моде, хотя регионы возглавляют сплошь доктора наук. И потому вновь учащиеся мещовской школы слышат, что предки наши вятичи “жили в лесу, как звери, ели все нечистое”. Повторяется это как мантра, хотя многим уже понятно, что если бы вятичи были “дикими”, вряд ли они смогли заселить огромную территорию, равную половине Европы и по праву считались сильнейшим славянским племенем.

Нет смысла сегодня спорить об этом. Просто с таким подходом мы одним махом изымаем из истории наших предков период равный трети, а то и половине тысячелетия.

Нужно ли говорить о крещении вятичей киевскими проповедниками? Конечно, нужно. Но в аспекте всей истории славян. Нужно пропагандировать и беречь наш Серенск? Безусловно. Но у него совсем иная уникальность, для сохранения которой ничего пока не предпринимается.

Серенск – уникальная территория Калужского края

Серенск действительно уникальное место. Но вовсе не потому, что там погиб Кукша. И даже скорее не потому. Серенск более известен другим. Воспетый русским писателем Чивилихиным, это был город выдающихся ремесленников, “трудовых людей”: “это был город металлургов, гончаров, ювелиров! Вперемежку – мастерские и жилища, жилища-мастерские, снова мастерские и жилища…” Город, связанный с самим стольным Киевом! Известно, что при раскопках в Серенске были сделаны уникальные находки: особые известняковые формочки для отливки браслетов, на которой удалось прочитать имя средневекового мастера Максима. Такая же в 1936 году была найдена недалеко от древнейшей киевской Десятинной церкви. Много еще чего было найдено. “И Железная личина – кованая защитная маска, почти точно повторяющая черты лица воина. Их пока всего несколько экземпляров в распоряжении ученых. Между прочим, на вооружении западных рыцарей “личин” в то время не было, они надевали на головы цилиндрические ведра с прорезями для глаз”, – пишет Чивилихин. Вот она уникальность Серенска! Воссоздать бы облик этого вятического города, включив в экспозицию найденные при раскопках реликвии. Бережно сохранять валы и насыпи, воссоздать вид древней крепости, причал на реке Серене. Даже остатки Никольского храма Кропоткиных можно просто законсервировать от разрушения и своей аутентичностью, а не новоделом, они будут той уникальностью, которая будет привлекать в это место людей.

А крест? Крест – он, конечно, символ. Символ веры. Огромный, подавляющий все вокруг, размером почти с саму часовню огороженную современным забором из профильного листа. В чем уникальность этого забора? Зачем он на этих просторах над Сереной-Мещовским опольем – житницей древних славян-вятичей? Пока ничего не предпринимается для популяризации этой страницы истории Серенска. Кукша почему-то важней. А настоящих мастеров Серенска пока не помнят. Разве наша история это только православие? Кто спорит, должна быть вера. Вера, как внутренняя тайна самого человека. Но она не должна становиться идеологией.

“Негоже устанавливать идола в память о том, кто сам низвергал идолы” (митрополит Филарет)
В нормальном обществе меняются поколения, а идеалы остаются. В нашем – люди остаются одни и те же, а идеалы и кумиры меняются. Одни памятники “забываются” за ненужностью, другие возводятся и открываются с помпой. Те, кто еще вчера, призывал “поклоняться” одним памятникам, завтра – будет открывать памятники другим. Грамотный человек знает, что скульптура для христиан всегда ассоциировалась с идолопоклонством, в конце концов, христианское искусство на Востоке отказалось от скульптуры в пользу иконописного образа.

Одобрил бы сам Кукша возведение своей скульптуры? Для современников Кукши и наших предков, живших в XI-XII веке, да и позже, как когда-то и для первых христиан, скульптуры воспринимались как языческие идолы. Потому в православной традиции стало изображение святых на иконе.Тем не менее, в Киеве, на берегу Днепра, на том самом месте, где когда-то князь Владимир крестил киевлян, стоит памятник – каменное изваяние Крестителя Руси? Однако его возведение было связано со скандалом. Когда киевский генерал-губернатор князь Илларион Илларионович Васильчиков пригласил митрополита Киевского Филарета освятить памятник, тот наотрез отказался, сказав: “негоже устанавливать идола в память о том, кто сам низвергал идолы”.

Сегодня мы видим распространение традиции, которую все же нельзя назвать исконной – это скульптурные изображения Святых. Сегодня из Святых РПЦ пытаются делать “наглядную агитацию”, возводя по всей стране многочисленные типовые памятники Петру и Февронье. Теперь вот Кукше. Известно, что в первые годы советской власти по приказу Ленина был разработан “План монументальной пропаганды”, к которому привлекались художники и скульпторы. Во всех городах на улицах и площадях следовало ставить памятники вождям революции. Сегодня очень явственно видно, что активность по насаждению православных памятников весьма напоминает ленинский “План монументальной пропаганды”, а РПЦ уподобляется своим тогдашним гонителям.

На самом деле нужно помнить, что Святые ждут молитвенной памяти, а не площадной славы.

Сегодня в Калуге сентябрь. Сентябрь всегда был временем Константина Циолковского – “главного калужанина”. Он, конечно, не святой. Чудаковатый гений, мечтавший сделать человечество счастливым. Теперь сентябрь в Калуге – время Кукши.

Статус:

Опубликовать в своем блоге livejournal.com


Выскажите свое мнение

© 2010-2012 Депутатские новости. Все права защищены. RSS