Дружба и время « Депутатские новости

Депутатские новости

Блог депутата Законодательного Собрания Калужской области Нины Илларионовой

Дружба и время

Новости политики |

Возвращаясь взглядом в советское прошлое, невольно вспоминаешь кухонные посиделки с друзьями. Как ни странно, но именно эти маленькие кухни хрущевок делали разговоры более искренними, как бы сокращая дистанцию между собеседниками. Там, ан этих маленьких кухнях, начиналась настоящая дружба. И наша сегодняшняя публикация - о дружбе, дружбе в жизни известных людей, бывавших в нашем регионе.
Петр Кончаловский и Сергей Коненков подружились еще юношами в 1892 году, и хоть в одном классе они никогда не учились, их вполне можно назвать школьными друзьями. Кончаловский ходил в вечерние классы Строгановского училища, а Коненков — в училище живописи, ваяния и зодчества, и где­-то пересеклись — на всю жизнь. Потом вместе учились в Петербургской академии художеств, Кончаловский — на отделении живописи, а Коненков — скульптуры. Они близко дружили, и в 1903 году Коненков стал крестным отцом первенца молодой семьи Кончаловских — дочери Натальи.
Вот что писал скульптор о своем друге: «Мне всегда был близок и дорог этот жизнерадостный, веселый человек. И в молодые годы Петр Кончаловский поражал профессоров и нас, своих товарищей, щедрым талантом. Он был, как говорят, живописец от Бога. С одного взгляда люди, чувствующие искусство, понимали, что этот человек наделен даром живописного восприятия всего сущего в мире. Оптимизм, доброта чувствуются в каждом мазке его кисти. Как лицо его всегда озаряла добрая улыбка, так и в натюрмортах, пейзажах, портретах Кончаловского живет светлая его душа. Всегда и во всем он оставался самим собой — человеком простым, отрытым и чистым».
Наталья Кончаловская, крестница скульптора, ребенком души в нем не чаяла: «Я была очень привязана к Сергею Тимофеевичу, я привыкла к этой удивительной жизни среди скульптур, диковинный мир тянул к себе, и часто я из школы бежала в мастерскую. Я знала особый уклад ее жизни с постоянным запахом струганного дерева, шелестом стружек под ногами, со звонкой россыпью дробящегося камня».
После революции пути­-дороги друзей разошлись. Кончаловский остался в России, а Коненков эмигрировал в США. Однако в Америке Сергей Тимофеевич замкнулся в своем творчестве и интегрироваться в общество не захотел, даже английского языка выучить не удосужился. Так и жил затворником много лет. А после Победы в 1945­-м, когда ему исполнился 71 год, он получил возможность вернуться в СССР. И после 22­-летней разлуки друзья встретились вновь.
Разумеется, уже летом 1946­-го они вместе приехали в Бугры. Коненков сразу же попросился гулять по сосновому лесу — соскучился по Родине, Кончаловский сопровождал его. Хотя Петр Петрович был страстным охотником, друзья на дичь не ходили — Сергей Тимофеевич на дух не переносил такого времяпрепровождения.
В 1948 году Коненков получил государственный заказ на создание скульптурного портрета Василия Сурикова, 100­-летие которого тогда широко отмечалось. Подбирать дерево для этой работы Сергей Тимофеевич приехал в Бугры. Скульптор выбрал подходящую липу. Ее предстояло выкорчевать, а не спилить — потому что для скульптуры нужна была вся комлевая часть дерева. Помогали ему в этом все члены семьи Кончаловских, в том числе и внуки — часа два возились. А потом скульптор посадил рядышком с ямой молодую липку. В этом факте переплелось многое: Василий Суриков — тесть Петра Кончаловского, другом которого был Сергей Коненков, а заготавливали дерево для него правнуки Сурикова, в том числе Андрей Кончаловский, будущий известный кинорежиссер, автор «Романса о влюбленных», «Сибириады» и «Любовников Марии». Все же происходило в Буграх, а по соседству в Обнинске в то время уже появились первые улицы — Лесная и Центральная. Наукоград возникал не «на пустом месте» — Бугры, дача Морозовой, Белкинская усадьба — это знаковые места отечественной культуры.

Статус:

Опубликовать в своем блоге livejournal.com


Выскажите свое мнение

© 2010-2012 Депутатские новости. Все права защищены. RSS