В следующем году региональный бизнес может получить серьезные проблемы в результате требований нового закона, который был принят депутатами Государственной Думы, - считает депутат Законодательного Собрания области Александр Трушков. Приводим мнение депутата в отношении закона, ограничивающего торговлю алкогольными напитками в ночное время.
Интересы тех бизнесменов, которые продает металлические двери от производителя или какие-нибудь товары для дома, затронуты не будут, в вот крупные продовольственные магазины могут пострадать. Почему?
Александр Трушков:
Алкоголизм – это, конечно, зло. Но сейчас в Калужской области принят закон, по которому бороться с этим злом будут очень непоследовательно, причиняя людям множество неудобств. На заседании Законодательного Собрания 20 декабря был вторично рассмотрен и одобрен в редакции губернатора областной закон об ограничении торговли спиртным. По этому закону уже с нового года всем магазинам будет запрещено торговать алкоголем с десяти вечера до десяти утра. А поскольку с 1 января федеральным законом пиво также полностью приравнивается к алкогольным напиткам, то его тоже нельзя будет купить в ночное время.
В областном законе определено минимальное расстояние от детских, образовательных и спортивных организаций до торговых заведений, имеющих розничную алкогольную лицензию. В зависимости от оформленности границ территорий, это расстояние колеблется от 50 до 200 метров.
В этой норме и скрыт огромный коррупционный потенциал, позволяющий «убить» любой продовольственный магазин или шантажировать его владельца. Мы ведь не дети и прекрасно понимаем, что розничная торговая точка, в которой не торгуют спиртным, имеет мало шансов выжить. А представьте себе, что такое 200 метров на селе, где все, магазины и школа, традиционно расположены по соседству?
Ни министры, ни специалисты по торговле, разработавшие этот закон,– никто не смог нам ответить, какого количества предпринимателей он коснется, сколько закроется крупных сетевых ритейлеров и небольших магазинов шаговой доступности, какой суммы налоговых поступлений недосчитаются бюджеты, как вырастет статистика отравлений суррогатами и объем самогоноварения.
Но, несмотря на откровенно слабую проработку, закон все же продавили. И единственное, что нам удалось отстоять – это перенести срок начала его действия в части расстояний на 1 апреля нового года. Поэтому я сегодня через газету обращаюсь к предпринимателям: если этот закон ущемляет вас, ставит под удар ваш бизнес, то обращайтесь напрямую ко мне со всеми вопросами, проблемами и жалобами. Сейчас нам необходимо оперативно наладить обратную связь с предпринимателями, чтобы узнать их мнение о новом законе, понять, насколько серьезно он ущемляет интересы бизнеса в нашей области. И сделать это нужно очень быстро, поскольку еще раз постараться внести какие-то правки в этот закон мы сможем только до начала февраля.
Отчего я считаю этот закон коррупционным? Дело в том, что нет закрытого списка учреждений, на которые он распространяется. Написано просто «организации», а какие неизвестно. А значит, это может быть любое юрлицо! Например, кружок вышивания, расположенный в жилом доме по соседству с большим продуктовым магазином, может стать причиной закрытия магазина. Даже если магазин работает в этом месте 10-20 лет, а кружок только что появился! Нет никаких требований к тому, кто назовет себя детским учреждением – не требуется ни лицензии, ни регистрации. Кто будет определять в спорных случаях, настоящее ли это детское учреждение? Чиновники! Они, страхуя себя от последствий или вступая в преступный сговор, сначала отзовут лицензию, а потом будут разбираться или отправят владельцев в суд. Трудно понять, как такой закон вообще мог пройти антикоррупционную экспертизу! Захотел убрать или подоить конкурента – открывай у него под носом какую-нибудь крохотную организацию, объявляй ее детской или спортивной. И магазину либо придется закрыться, либо платить дань! Подобные схемы, по словам областной прокуратуры, уже вовсю используются в столице. В Калуге такая ситуация уже сложилась: в торговом центре «Европейском» в одном здании находятся художественная школа, два ресторана, супермаркет. И хотя художественная школа расположена на другом этаже, имеет свой отдельный вход, и вообще въехала туда на несколько лет позднее этих торговых заведений, торговцы получили уведомление об отзыве лицензии и требование прекратить свою деятельность! Конечно, они обратились в суд за защитой своих прав, и сейчас доказывают, что школа въехала в здание с большими нарушениями и не может там находиться. В результате кому-то все равно придется уйти, хотя до принятия этого закона разные заведения вполне мирно сосуществовали, даже не догадываясь друг о друге. Это один из множества примеров, лишний раз доказывающих, что закон непроработан и что его нельзя было принимать на скорую руку.







